foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


8 (383-41)-3-71-58
mmc_berdsk@edu54.ru

Главное меню


Наталия Захарова. – «Бердские новости» .– 2015 год. – февраль

Говорят, что нет такого учителя, который бы знал и умел ВСЕ. Наталья Николаевна Голикова была именно таким педагогом. Ее называли совестью бердского образования, носителем справедливости, добра и мудрости, Сахаровым и Солженицыным вместе взятыми.

Если мы говорим, что жизнь человеческая бесценна, то жизнь учителя бесценна вдвойне, потому что он преломляется в поколениях. «И потому на очередной круглый стол в рамках проекта «Образование – без границ» нас собрала... Наталья Николаевна Голикова. Давайте поговорим о том, насколько это ПРОСТО – быть простым и гениальным Учителем одновременно», – открыла встречу модератор круглого стола Наталья Краморова.

Коллеги из «Пеликана»: «Мы как будто осиротели»

«Наша работа – это не эксперимент, а возвращение к утраченным традициям и ценностям, которыми раньше Россия жила и которые забывать нельзя». Именно под таким девизом жизнь Натальи Николаевны и прошла, – убеждена директор школы №3 «Пеликан» Людмила Васильевна Музыкина, – Наталья Николаевна проработала с нами 22,5 года».

Действительно, педагогам «Пеликана» выпало огромное счастье – работать с таким учителем как Наталья Голикова. «Для меня она была высокопрофессиональным учителем, умеющим серьезно говорить о важных вещах, которые проникали в душу ребенка и взрослого. И, вместе с тем, она обладала таким чувством юмора, таким умением подать материал! И мы называем Наталью Николаевну уникальной не только потому, что ее очень любим, а потому, что она была такой! Она брала детей в первом классе и выпускала их в 11-м, и при этом вела несколько предметов (русский язык, литературу, математику, черчение), причем, на достойном уровне, с хорошей результативностью! Кроме того, она умела сочинять стихи, танцевать, разрабатывать сценарии, шить, вязать. И при этом это всегда было плечо, поддержка, с ней всегда можно было обсудить любой вопрос...» – считает заместитель директора Елена Агишова.

«Когда же Наталья Николаевна открыто стала пропагандировать православие в школе, как пришла к этому?» – попыталась выяснить Наталья Краморова. И Елена Владимировна вспомнила давнюю историю, как однажды учитель начальных классов Наталья Голикова забежала в Храм, чтобы поставить свечку. И батюшка на проповеди обратился тогда к людям: мы создаем Воскресную школу, есть ли среди собравшихся учитель, который мог бы вести занятия? И Наталья Николаевна вдруг поняла, что она тот самый учитель, к которому обращается священник, ее зоркое сердце откликнулось на зов судьбы и Бога. Она подошла после проповеди к священнику, и начала потихоньку работу... А потом директор школы Александр Никитич Кириллин поддержал инициативу Натальи Николаевны, и в «Пеликане» был открыт первый класс с изучением основ православной культуры России.

Педагог-организатор Марина Нелюбина рассказала, что в физматшколе (Киргизия), где Наталья Николаевна училась, строился учебный процесс так: пока все дети не усвоят материал, они дальше не двигаются. «И эта доскональность была во всем: «Не потеряй, не упусти ребенка, какого бы уровня он ни был! Эта глубокая убежденность в том, что учитель должен быть, прежде всего, Человеком...»…

Начальная школа №8: «Нас к ней тянуло»

Школу №3 «Пеликан» и школу №8 связывает давняя дружба. «Наша совместная работа кипела! – вспоминала Татьяна Казачкова. – У Натальи Николаевны был принцип: каждый урок – открытый. И мы ходили к ней на уроки, всех детей ее знали, а она наших». Тамара Гробок рассказала, как вместе с Натальей Голиковой возили детей на состязания по знаниям в Искитим и Ложок: «Наталья Николаевна умела радоваться и за наших детей. И мы к ней тянулись. Потому что ей невозможно было не верить, у нее не было расхождения между тем, что она говорит и делает!».

Дети: «Вы учили по жизни нас правильно»

Как Наталье Николаевне, человеку творческому, удавалось не реагировать на рутину, которая присутствует в педагогической работе? По мнению Елены Агишовой, сохранять спокойствие ей помогала перспектива конечного результата: то есть, если каждого ребенка принять, понимать и развивать то, что в нем заложено – вот ради чего стоило трудиться денно и нощно. И она трудилась до последнего. Представляете, 12 января Наталья Николаевна еще была на работе. В этом году она набрала первый класс, и продолжала курировать пятый. За это время она провела два праздника: Рождество и Осенины, каждый из ребятишек сделал по два глобальных проекта. Она так торопилась жить, показать все, что может, дать детям как можно больше...».

Выпускницы Золотого, православного класса Натальи Голиковой не могут без слез вспоминать о своем наставнике. «Мы уходили в школу из родной семьи, и в школе снова попадали в семью, а Наталья Николаевна была нам как вторая мама. Она знала о нас не только то, что касается учебы, а была в курсе всех личных проблем, и мы всегда мы знали, что она поможет. Наталья Николаевна учила мальчишек быть мужественными, защищать близких, а девочек – быть красивыми и целомудренными. Всегда нам в пример приводила Петра и Февронию и объясняла, что такое любовь, и какими должны быть взаимоотношения в семье. Ко всему Наталья Николаевна подходила творчески, и хотела, чтобы и мы были развиты всесторонне. Мы думаем, что она хотела видеть в нас себя. Она была строгим учителем, но к 11-му классу мы уже осознали, что она нам хотела добра, и окружала любовью весь выпускной год. И вообще к критике Наталья Николаевна подходила без всякого негатива. Родители рассказывали, что их знакомые родители приходили со своих родительских собраний расстроенными, а наши, даже если у нас были не самые лучшие отметки, воодушевленными. Помним, в конце каждой четверти мы вставали в круг, брались за руки, просили прощения и мирились... Уже теперь, сравнивая себя со своими сверстниками, мы понимаем, как мы отличаемся от них, и сколько нужно было иметь терпения Наталье Николаевне, чтобы из нас вышел толк», – поделились Татьяна Тигина, Кристина Прокина, Снежана Булаева и Дарья Гаврилова.

Родители двух Екатерин из второго выпускного православного класса – Елена Агишова и Наталия Захарова – прекрасно понимают, что значила для их детей Наталья Николаевна. «Ребятишки очень ее любили: за требовательность, справедливость, за дар рассказывать. Каждый ее урок был – «взрыв мозга». Наталья Николаевна была очень современной и интересной детям. Находила не только в традиционной культуре, но и, к примеру, в рок-музыке песни, которые учат «крест не уронить, гнуться, но держать!», в которых «сквозь столетия звенит Завет»... («Алиса»). А воспитывала она их по-христиански: трясла, как грушу, но любила, как душу.

Подвиг Учителя

– У меня такое ощущение, что это человек по-настоящему ОЗАРЕННЫЙ, – подвела итог сказанному Наталья Краморова. – В те недолгие минуты общения с ней было все: и высочайшая эрудиция, и глубина философии, и глобализация научно-практических конференций, и мудрость понимания своего предназначения. И что особенно ценно: выраженная гражданская позиция – «Делай как я!». Я помню, как ребята из ее класса рассказывали о своих семьях, о нашей памяти. «Где ты стоишь, там и поле Куликово», – говорила она детям. И это осознание, что за тобой – Россия, традиции и необходимость их сохранения, причем, не на словах, а на деле, делали ее работу абсолютно убедительными. Уникальность Натальи Голиковой состояла в том, что этот человек рожден с особой миссией, она жила еще и для того, чтобы родить свое детище – лабораторию, технологию, которым нет аналогов в России. И все мы верим, что коллеги продолжат традиции, заложенные Натальей Николаевной! И ростки посеянного ею добра будут развиваться дальше. А еще память...

Как сказал протоиерей Собора Преображения Господня Василий Бирюков, Наталья Николаевна посвятила себя главному: воспитанию детей. И для многих учеников и коллег, кто с ней трудился, ее жизнь – образец самоотверженного служения, настоящий подвиг. Подвиг, который по большому счету, закладывал наше будущее.

«Она была самой лучшей…»

«Наивысшей наградой для любого ученика была похвала Натальи Николаевны, ведь она была лучшей, она знала все, и могла вести абсолютно любой предмет: от русского до трудов. Она была не из тех, кто становится ученикам лучшей подружкой, совсем наоборот. Ее бесконечно любили, но безгранично уважали. Потому что она требовала уважения к себе, к другим ученикам, к Богу. Все, что она хотела от нас – правильный путь в учебе, в жизни. Я не осознавала раньше, как нам повезло, что она уделяет нам время на наших уроках, пока мы не ушли от нее. Но потом моим единственным желанием стало лишь, чтобы она вела хотя бы один урок в неделю, следовать за ней, восхищаться неугасимым стремлением к знаниям, тянуться за ее бесконечной энергией. Ее хватало на все, на всех. Свои сердце и душу она совсем не жалела, отдавая их частицы всем ученикам, а таких учеников было нескончаемо много. Помню, как-то после концерта, будучи в сарафане, она пустилась в пляс, все хлопали ей, а она всей душой отдавалась танцу. Я бы назвала этот танец эпиграфом всей ее жизни: делать что-то со всей отдачей, несмотря на чужие мнения, и вовлекать за собой других. И за ней хотелось идти», – написала по нашей просьбе выпускница второго православного класса Екатерина Захарова.

– «Уважаемая Наталья Николаевна! Вы ведете по жизни нас правильно. Много лет у доски, Вы, как пастырь, в пути. Через испытания нас к свету вели...», – это слова из песни, которую сочинили родители первого золотого выпуска Натальи Голиковой на Выпускной вечер.

 

Почетный работник образования, руководитель Лаборатории непрерывного образования и технологии развития духовно-нравственной культуры личности школы №3 «Пеликан» Наталья Николаевна Голикова ушла из жизни 4 февраля 2015 года. Она посвятила педагогике более 30 лет. Была учителем от Бога. Для коллег, учеников и родителей ее уход – невосполнимая утрата. Светлая память Наталье Николаевне!

 

– Раньше на вопрос «Кто в Бердске лучший учитель?» было просто ответить: «Это Голикова!», – вспоминая, говорили бердские педагоги, – А когда она ушла, мы хором сказали: «Как же мы без Натальи Николаевны? Это великий учитель, высота недосягаемая.