foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


8 (383-41)-3-71-58
mmc_berdsk@edu54.ru

Главное меню


Наталия Захарова, фото автора, «Бердские новости». – 2014 год. – декабрь

 

Терапия счастьем

Когда я зашла во 2Г класс школы №3 «Пеликан», девочка со счастливым лицом подбежала ко мне и протянула руку: «Здравствуйте, я Жанна!». Еще два мальчика прокричали свои имена и обняли меня… Все эти дети с ограниченными возможностями здоровья ощущают здесь неограниченную любовь и поддержку, получают терапию счастьем и образование, продвигаются вперед в своем развитии.

Живут, как в раю

«Пеликан» – одна из четырех школ, которая вошла в проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». И всего в учреждении обучаются 23 ребенка, имеющие особые образовательные потребности. В прошлом году педагоги открыли у себя специализированный класс, поставив перед собой задачу, невероятно актуальную на сегодняшний день: помочь социализироваться в школе детям с ограниченными возможностями здоровья, и подготовить почву для адаптации их в будущей жизни.

– В этом классе обучается 7 учеников: 4 инвалида и 2 ребенка с ОВЗ. И когда эти дети пришли в школу, то первое время всем было трудно, – рассказала куратор проекта «Инклюзивное образование» Ирина Макеева. – Мы в помощь учителям определили шефов: ребят из 8А, которые с малышами утренники проводили, детские праздники. Поначалу эти детишки даже руки никому не подавали, весь праздник на скамейке просиживали. Но постепенно процесс пошел. К Новому году воспитанники 2Г уже начали отрываться от скамеек, некоторые включались в мероприятие. А сейчас они уже всех знают в школе, здороваются, любят покушать в столовой. Главное плюс нашей работы заключается в том, что мы не окружаем этих ребятишек гиперопекой – нам на семинарах не раз говорили, что делать это категорически нельзя, но, с другой стороны, они чувствуют себя в полной безопасности, им здесь интересно и комфортно.

Директора школы Людмилу Музыкину воспитанники 2Г и их родители хорошо знают: она их навещает каждый день, интересуется, как покушали, как себя чувствуют. «Когда мы начинали, то в этом классе ничего не было, и вопросов было – масса. Но учителя все преодолели. Мы отремонтировали кабинет, обставили мебелью, оснастили его компьютером и интерактивной доской – с этим помогли предприниматели города. Оборудовали туалет рядом с кабинетом. С ребятишками постоянно находятся психолог и логопед: занимаются с детьми индивидуально, готовы дать родителям необходимую консультацию. У классного руководителя Елены Белокопытовой – большой опыт с работы с детьми, требующими к себе особого подхода, кроме того, она училась, а если возникают вопросы, обращается за консультацией в центр «Юнона». И считаю, теперь малыши у нас живут, как в раю: в бассейне купаются, на экскурсии в музей центра «Юность» ходят. Конечно, в школе они развиваются лучше: с одной стороны, они ощущают себя частью большого учреждения, а с другой, живут в своем уютном уголке. И, что меня радует, со стороны остальных учащихся школы ни разу не было никаких насмешек, дети спокойно реагируют на особенных ребятишек, ведь мы постоянно говорим о милосердии и сочувствии ко всем людям, какими бы они ни были.

Они меня видят и слышат

Вспоминая первые месяцы работы в 2Г, Елена Васильевна Белокопытова считает, что ей тогда немного не хватало знаний по психологии и дефектологии. Потому что на первых порах было всякое: дети плакали, кричали. И она порой не знала: то ли контакт с ними налаживать, то ли их учить…

– Но теперь они меня видят, слышат, воспринимают, и, надеюсь, что любят. Они настоящие школьники: научились садиться на урок по звонку, ходить строем, руки мыть, здороваться. За счет чего удалось найти с ними общий язык? С каждым по-разному, но, безусловно, всем нужна любовь, ласка и опека. И еще, конечно, строгость, чтобы понимали, что я учитель и меня нужно слушаться. И в целом чувствуется, что процесс пошел, позитивные изменения наблюдается у всех воспитанников. К примеру, Настя пришла к нам в прошлом году в феврале, после обычного класса другой школы, где не смогла учиться. А здесь занимается с желанием, все схватывает на лету, приходит и предлагает: «Давайте я вам почитаю!». Если раньше Миша всему сопротивлялся, то теперь, благодаря тому, что ему мама во всем помогает, уже выполняет задания: числа до трех узнает, обводит рисунки. Алиса прежде стучала по столу: «Школа – нет!», и из ребенка приходилось каждое слово выдавливать, а теперь она пока не наобнимается со мной, домой не уйдет. Постоянно в любви признается: «Я вас люблю!», а недавно подходит и хвастает: «Елена Васильевна, смотрите, какая у меня коса красивая!». Жанну вообще с ее темпераментом нужно останавливать, девочка не сидит на одном месте. Но она очень любит читать и читает хорошо… Действительно, пребывание в классе имеет большое значение для социализации детей: мы учимся, как надо себя вести, посещаем городские праздники, ездили в планетарий. И если раньше дети сами не играли, то в последнее время, я смотрю, у них даже появились ролевые игры, которые они сами придумывают. Однажды наблюдала такую картину: сидят трое девчонок, одна кладет руку, вторая – на нее, за ней – третья, и называют свое имя. Потом все хлопают по руке и прыгают: «Мы девочки!». Убеждена: они не будут потеряны для общества…

С радостью констатирует о маленьких подвижках своих воспитанников логопед Анастасия Бутышова. Например, Жанна и Гордей «зарычали», у Коли удалось поставить звуки «ж» и «ш». Сейчас главное, считает специалист, чтобы Миша и Гордей заговорили. Но у них уже сейчас налицо некоторый прогресс: мальчики начали говорить слоги, иногда проскальзывает слово «мама». Настя хорошо читает и звуки слышит. Анастасия Николаевна убеждена, что этих результатов удалось добиться, в том числе, благодаря тому, что в унисон с логопедом стараются родители, отрабатывают задания с детьми дома. Когда есть заинтересованность взрослых, то есть и движение вперед.

 

Отзывы родителей

Хочу в школу!

В этот класс детишек возят со всего города. Потому что родители хотят, чтобы их ребятишки, как и все остальные, получили образование, воспитывались в школьном коллективе и радовались жизни.

Виталий Захаров, папы Жанны, убежден, что посещение школы необходимо для детей с ограниченными возможностями: «Детишек надо в школу водить, и мы рады, что нас здесь учат. Таким образом, нам всем удастся подготовить Жанну к будущей жизни, плюс образование. И мы видим, что здесь создана прекрасная атмосфера: учиться особенным ребятишкам хорошо, удобно, легко, педагоги к их проблемам прислушиваются. Наша дочь с ребятами общается  с удовольствием. А мы ей уроки помогаем делать, обязательно руководим всем процессом от начала до конца. Иногда, конечно, даем ей волю, а потом поправляем».

Как призналась Ирина Хорохордина, ее дочь Настя быстро втянулась в программу, и теперь не отстает от других: «Большое спасибо учителям, что помогли. В школу дочь ходит каждый день с удовольствием. Даже в выходные и каникулы рвется учиться. Просыпается и говорит: «Дай мне телефон Елены Васильевны, я ей позвоню. Хочу в школу!».

Яна Силина, Колина мама, также очень благодарна педагогам «Пеликана»: «Когда мой ребенок пришел в школу, даже ручку не мог держать в руках. Здесь мы начали писать, пока плохо, но уже читаем. И это все благодаря Елене Васильевне».

Анна Аксинина, мама Миши, считает, что для ее сына главное – не замыкаться в себе, общаться, жить в коллективе, соблюдать режим дня.

По мнению Татьяны Волгушевой, мамы Гордея, в школе у детей вырабатывается дисциплинированность, они учатся каким-то бытовым вещам, учитель воспитывает в них сочувствие друг к другу: «Некоторые детки не умели играть вместе, жили обособленно, имели трудности в отношениях со сверстниками. Сейчас они начинают вместе играть, лепить из пластилина. А учитель в тандеме работу строит с каждым родителем: у одного акцент сделать на одну проблему, с другим решить другую задачу. Мы с родителями тоже дружим, в гости друг к другу ходим, дни рождения детей отмечаем. Хорошо, что наш класс маленький, сплоченный, в нем мы живем одной дружной семьей, и знаем, что в школе нас всегда ждут, и нам всегда помогут».

 

Представители совета старшеклассников школы решили провести в рамках зимней недели добра акцию «Твори добро – другим во благо». Девятиклассница Татьяна Болотникова устроила для малышей настоящее «Шоу мыльных пузырей»! Каждый из класса вдоволь напускался пузырей всех видов и размеров, у малышей было столько радости и впечатлений! Правда, временами праздник немного сбивался «с ритма»: к примеру, когда Таня показывала, какие великолепные пузыри она может «создать», используя всякие приспособления, Георгий уже рвался делать это сам, и ему пришлось несколько раз объяснять, что нужно подождать. А Миша часто уходил ото всех в другую сторону: его беспокоила громкая музыка или крики детей. Но родители и педагоги были рядом: мама успокаивала его, а заместитель директора по воспитательной работе Анна Иванова, которая чутко следила за ходом праздника с участием особенных детей, убавляла звук…