foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


8 (383-41)-3-71-58
bsk_imc@mail.ru

Главное меню


Татьяна Федорова, старший воспитатель МБДОУ №24 «Пчелка». –
«Бердские новости». – 2014 год. – ноябрь

 

Нашим детям управлять Россией!

Педагоги детского сада №24 «Пчелка» считают: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства.

Заложить в наших детях нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

 

Формирование основ личности

В переводе с греческого слово «патриотизм» означает «Отечество». Поэтому, занимаясь воспитанием подрастающего поколения, мы рассматриваем патриотизм как основополагающий принцип, социальное чувство, в основе которого любовь к родному Отечеству, преданность ему, гордость за него, бережное сохранение истории, стремление защитить интересы Родины. Следуем линии, выстраиваемой в этом отношении Президентом страны Владимира Путиным, который говорит, что патриотизм – это ничто иное как любовь к Родине, без которой ни одна страна не сможет существовать.

Первые годы жизни ребёнка – очень важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

 

Первые шаги к раскрытию…

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. В ходе своего тысячелетнего формирования русская культурная традиция вобрала в себя всё «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий. Главной задачей русской культурной традиции мы, сотрудники детского сада «Пчелка», считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Важно помнить, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.

 

Направления деятельности и цели

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду ведётся по следующим направлениям. Формирование представлений, то есть знакомство с устным народным творчеством, народными традициями и промыслами, с доступными для понимания детей историческими событиями; расширение представлений о природе; городах России; знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д. Воспитание патриотических чувств, то есть любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; толерантного отношения к представителям других национальностей. Развитие поискового поведения у дошкольников: а именно – внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы для получения результатов.

Дети, которых мы воспитываем сейчас, вырастут. Какими они будут через 15-20-30 лет? Им, сегодняшним малышам, в будущем управлять Россией. Как они будут справляться с этой непростой миссией? На какие основы и традиции будут опираться, когда станут взрослыми людьми?

Дошкольная образовательная организация, как начальное звено системы образования Российской Федерации, обязана решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Заложить в наших детях нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

 

Мы – частичка твоя, Россия!

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений работы детского сада. В старших группах воспитатели строят работу так, чтобы каждый воспитанник проникся гордостью за свою малую Родину, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. При этом важно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично и характерно для всей страны.

Воспитатели детского сада №24 «Пчелка» так организовывают непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению детей с особенностями родного края и родной страны, что вызывают у ребят интерес, развивают любознательность, образное и логическое мышление, формируют устойчивые положительные нравственные качества. Используют разные методы и формы работы. Оформляют в групповых помещениях мини-центры краеведения, с подбором, фотографий, художественной литературы, дидактических игр, альбомов с образцами народно-прикладного искусства. Создают групповые мини-музеи по темам нравственно-патриотического воспитания.

 

В единстве – сила

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей проводится в сотрудничестве с родителями, при этом важно, чтобы все включались в процесс добровольно. Педагоги и родители выкладываются в работе по полной программе, на равных, ведь позиция родителей – основа семейного воспитания. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Наши воспитанники осознают, что корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; что семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

 

На кого страну оставим?!

В ноябре 2004 года Государственная Дума Российской Федерации установила новый праздник: 4 ноября – День народного единства.

На протяжении последних лет наши педагоги проводят тематические занятия и праздники, посвященные этой дате. Огромная предварительная работа, проводится при подготовке к празднованию Дня народного единства воспитателями и музыкальными руководителями детского сада №24 «Пчелка», и результат этой работы мы видим на утренниках, во время которых у детей настолько сосредоточенные и одухотворенные лица, что взрослые не могут сдержать слез.

Бабушка одного воспитанника сказала мне, выходя, после утренника, из зала и вытирая слезы: «Что же вы с нами делаете? Это же невозможно вытерпеть – такие маленькие, а все настолько серьезно! И гимн, и песни такие, и танцы!» Потом помолчала немного и добавила: «Хотя вы правы. Не хватает сегодня такого серьезного, важного воспитания. А им расти, жить после нас… На кого страну оставим? Правильно вы все делаете!».

Педагогическое значение Дня народного единства трудно переоценить. Он способствует воспитанию любви к Родине, лучшему знанию и пониманию детьми отечественной истории, уважительному отношению к национальным традициям и культуре народов России, и ее ближайших соседей.